По Евпатории не просто можно, а нужно гулять пешком для того, чтобы прочувствовать все 2 500 лет этого удивительного места, где все перемешалось: эпохи, люди (более чем 20 национальностей), языки, правители, победы, поражения, религии, идеологии.

Достаточно пройти сквозь Гёзлёвские ворота, их еще называли «воротами Дровяного базара», чтобы все это прочувствовать. Гёзлёвские ворота берут свое начало в конце XV века, они входили в часть оборонительных сооружений города Гёзлева.

Свое название «ворота Дровяного базара» получили из-за того, что на выходе с ворот начинался базар. На нем торговали самыми полезными вещами того времени: черепицей и дровами. Дрова ценились довольно-таки высоко по причине географического расположения города (Евпатория в степной местности). Еще одной особенностью Гёзлёвских ворот было расположение их на дороге, ведущей в Бахчисарай.

Очень часто крымские ханы наведывались в Гёзлев для молитв и обязательно пересекали ворота для входа в город. Эти ворота пережили долгую историю боев и осад. Под их стенами воевали казаки, русские, греки, татары и множество других народов. Они пережили две Русско-турецкие войны, Вторую мировую войну и, в 1959 году под предлогом расширения автомобильной дороги этот уникальный памятник истории Крыма был снесен.

В 2004 году усилиями меценатов и людей, неравнодушных к своей истории и истории города, ворота были восстановлены в первоначальном образе. Обратите внимание на качество реставрации, поскольку у большинства людей, которые не знают эту историю, не остается сомнений, что они имеют дело с древними камнями. Ну и, само собой, начинка ворот тоже стала абсолютно современной: здесь и кафе, и сувенирные магазины, и художественный салон. В общем, тут тоже можно погулять не только под аркой, но и зайти внутрь, побродить по этажам.

Несмотря на то, что Евпатория является одним из старейших городов России, все-таки 2 500 лет — это город, который наполнен современной индустрией гостеприимства. Можно заказать гида, присоединиться к экскурсии, устроить индивидуальный тур или выстроить тур самим себе. И вы в любом случае найдете здесь следы и греков, и скифов, и турок, и того периода, когда пришла сюда Российская империя.

«Малый Иерусалим» – главный туристический маршрут старой части Евпатории. Здесь на относительно небольшой территории в 2 кв. километра находятся действующие храмы разных конфессий. Они – главная изюминка маршрута. Но помимо святынь вы сможете увидеть и другие знаковые объекты – памятники истории и архитектуры. Посетить одну из самых больших православных святынь Крыма – собор Святого Николая, зайти в мечеть Джума-Джами, где в своё время короновались 18 крымских ханов.

Изучить обустройство средневековых турецких бань, познакомиться с традициями самого немногочисленного народа – караимов, оставить записку с заветным желанием в малой Стене плача, а также попробовать вкуснейших в городе кофе в этно-кофейне Гезлёвских ворот.

Евпатория — это единственный город в Крыму, где сегодня можно прокатиться на раритетном трамвае, который провезет вас по самым знаковым достопримечательностям курорта. Присоединиться к экскурсионной группе маршрута «Трамвай желаний» можно в любой будний день возле «памятника Трамваю».

Однако Евпатория — это еще и место, где почувствуют себя в своей тарелке любители высоких технологий, космических прежде всего, и те, кто больше ориентирован не в прошлое, а в будущее. И речь, прежде всего, идет о пригороде Евпатории, о поселке Молочный, где находится один из так называемых действующих наблюдательных пунктов, которые были созданы еще на заре космической эры по всей стране.

Именно здесь в 1960 году появился первый мощный радиотелескоп, построенный буквально за полгода по инициативе Сергея Павловича Королева и при его активном участии. Площадь 8 антенн составляла 1000 кв. метров, и при помощи этого инструмента удалось наладить первые исследования Солнечной системы, Венеры, а также заглянуть в «дальний космос».

Те, кому за 45-50, хорошо помнят из детства заставку программы «Время», где как раз фигурировали эти самые антенны системы Плутон. Интересна история создания Плутона, поскольку, когда Сергей Павлович Королев поставил задачу сделать этот инструмент и запустить его, то ему объявили сроки в 4-5 лет. Это было безумно долго. Тогда Королев сам взялся за дело: решение было изящнее не придумаешь, как сделать поворотную основу? С нуля? Бесконечно долго!

Проектировать, потом изготавливать, везти откуда-то. Буквально неподалеку резали старый линкор. Поворотный механизм этой антенны — это, собственно, то, на чем вращается башня линейного корабля, орудийная башня. А где взять основу для крепления самих тарелок? Тут пригодился старый железнодорожный мост, который посоветовали взять местные строители. Фрагмент фермы этого моста и послужил скелетом радиотелескопа. Оставалось все это скрепить при помощи жесткого корпуса утилизированной подводной лодки. Вот так за полгода был создан сложнейший, не имевший тогда аналогов в мире инструмент, который прослужил верой и правдой до начала 80-х годов. В 1978 был запущен еще один радиотелескоп, который до сих пор остается крупнейшим в мире подвижным радиотелескопом. Речь идет о системе РТ-70, где цифра 70 означает диаметр чаши, площадь ее 2 500 квадратных метров. Вот этот телескоп сегодня исправно работает. Он находится в ведении Министерства обороны и обеспечивает очень широкий спектр наблюдений.

Как пример, нужно было провести совместный международный эксперимент по обнаружению космического мусора. И вот тогда с американского корабля, одного из шаттлов, были разбросаны в космосе разного размера элементы для того, чтобы при помощи телескопов, находящихся в разных частях света, их попытаться обнаружить. Так вот, единственный радиотелескоп, который сумел обнаружить разбросанные элементы размером с мячик для пинг-понга, был как раз РТ-70. На высоте 400 километров найти мельчайшие частички!

К сожалению, сегодня экскурсионная программа на телескопе не работает по понятным причинам. Но мы очень надеемся, что скоро экскурсии возобновятся, и можно будет узнать о том, как создавалось это настоящее технологическое чудо, которое до сих пор не имеет аналогов в мире. Евпатория — это действительно тот город, из которого не хочется уезжать. Но нам придется. Впереди у нас еще более 95 000 километров! Едем дальше! Нас ждет Бахчисарай — древняя столица Крымского ханства.