Два экипажа на двух отечественных автомобилях прошли 30 тысяч из 100 километров по стране возможностей, посетили более 35 регионов, встретились с 25 героями проекта, меняющих жизнь к лучшему, на себе проверили состояние дорог и туристической инфраструктуры страны.
Самая продолжительная автоэкспедиция за всю историю мировой автожурналистики прошла треть пути.
В апреле 2024 года на ВДНХ с Международной выставки-форума «Россия» при информационной поддержке Национальных проектов России, а также при поддержке президентской платформы «Россия – страна возможностей», «Движения Первых», Российского туристического форума «Путешествуй!», Группы М.Видео-Эльдорадо и шинного кластера «Кордиант» стартовал уникальный в мировой практике автопробег «100 000 километров возможностей». Организатором проекта выступает компания LAV Racing. Перед участниками автоэкспедиции стоят четыре основные цели: рассказать широкой аудитории о людях, которые внесли вклад в развитие своей малой родины; установить мировой рекорд автопробега в границах одной страны по неповторяющемуся маршруту; провести полноценный аудит достопримечательностей, автомаршрутов и туристической инфраструктуры страны; а также воссоздать и дополнить знаменитую коллекцию цветных фотографий Сергея Прокудина-Горского.
За 14 недель пути два экипажа на двух отечественных автомобилях преодолели 30 000 км российских дорог, обозначенных на карте. Маршрут рекордной экспедиции проложен таким образом, что порой автопутешественники по нескольку раз заезжали в один и тот же регион с целью максимального использования всей дорожной сети страны, чтобы проехать те самые 100 000 километров. Своего рода рекордсменом по визитам пока является Тверская область, в которую экипажи заезжали 5 раз.
«Наша рекордная автоэкспедиция еще раз подтверждает, что по России можно и нужно ездить на любом автомобиле, который стоит у вас под окном. При этом при себе достаточно иметь пластиковую карту и мобильный телефон. Во-первых, дороги позволяют уже проехать на автомобиле с любым дорожным просветом от Магадана до Мурманска. Во-вторых, заметно развивается туристическая инфраструктура, которая позволяет с комфортом путешествовать и узнавать страну любителям различного рода путешествий, будь то культурный, гастрономический или эко туризм. Мы видим, как меняется Россия и каждый конкретный город. Например, мы были в Волгограде 3 года назад, на месте нынешнего сквера был пустырь, а сейчас там шикарный сквер, который благоустроили по нацпроекту «Жилье и городская среда», а также возведён собор Александра Невского. Вот это главное. Главное, как меняется страна», — рассказал Андрей Леонтьев, тележурналист, автогонщик и многократный рекордсмен России по автоспорту.
Сердцем автоэкспедиции стали не только дороги, но и люди. За время путешествия члены экипажей познакомились и поговорили с 25 героями проекта, уже изменивших жизнь своего города или села к лучшему.
Помимо своего исторического значения автоэкспедиция носит еще и прикладной характер. Итогом рекордной экспедиции станет один из самых масштабных аудитов в мировой практике региональных автомаршрутов с анализом существующей инфраструктуры для автопутешественников, доступности известных достопримечательностей и открытие новых точек интереса. Объективный аудит работы систем связи, навигации и индустрии гостеприимства.
Автоэкспедиция обещает стать уникальным, объективным и самым длинным в мире сравнительным тест-драйвом автомобилей и шин в реальных условиях эксплуатации. Экипажи едут на новых Lada Vesta и Москвич 3, оснащенных шинами Cordiant Gravity, которые были разработаны как раз для российских условий эксплуатации и длинных пробегов. Кульминацией автоэкспедиции станет фотопроект, состоящий из 10 000 фотографий, а также цикл документальных фильмов о России.
МАРШРУТ
Маршрут автоэкспедиции проходит по 1000 дорог с различным покрытием 85 регионов России. Партнер проекта – Группа М.Видео-Эльдорадо – оказывает технологическую поддержку на всем протяжении проекта.
С момента старта автоэкспедиция уже преодолела 30 000 километров российских дорог и посетила более 35 регионов, среди которых Московская, Тульская, Липецкая, Воронежская и Ростовская области, Краснодарский край, Рязанская, Тамбовская и Белгородская области, Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ингушетия, Дагестан и Чечня, а также Астраханская, Саратовская, Смоленская, Тверская, Новгородская и Ленинградская области, Республика Карелия, Санкт-Петербург и другие.
Точками интереса на карте проекта стали такие локации и объекты, как Тульский велотрек, который в 2022 году благодаря федеральному проекту «Спорт – норма жизни» нацпроекта «Демография» кардинально преобразился; культурно-выставочный центр «Донская казачья гвардия» в Ростове-на-Дону, позволяющий совершенно по-новому взглянуть на казачество, уходя от сложившихся стереотипов и образов; один из самых древних в России Костомаровский Спасский монастырь в Воронежской области; Нововоронежская АЭС с современным визит-центром; мужской монастырь Оптина пустынь в Калужской области, который еще в прошлые века привлекал мудростью своих старцев; первая в мире атомная электростанция в Обнинске, которая сейчас доступна в виде мемориального комплекса и музея; посёлок Дивово в Рязанской области и единственный в России институт коневодства, где трепетно сохраняют выведенные за столетия породы; один из самых глубоких каньонов в мире и самый глубочайший в Европе — Сулакский каньон в Республике Дагестан, покорившей многих своими пейзажами; Астраханский театр оперы и балета, гармонично сочетающий в себе искусство и современные технологии; в Чеченской Республике один из самых больших на Северном Кавказе и единственный в мире цельный светомузыкальный фонтан и озеро Кезеной-Ам, которое традиционно являлось Меккой советских гребцов и гребного спорта, где в свое время тренировалась олимпийская сборная; благоустроенный в 2021 году по нацпроекту «Жилье и городская среда» собор Александра Невского в Волгограде; круглогодичный курорт Завидово, где расположен новый гостиничный комплекс «Ямская Слобода», и многие другие места силы и достопримечательности России.
«Приятно видеть, как развивается наша страна и расширяются возможности для внутреннего туризма, включая автопутешествия. Почти везде развивается инфраструктура, которая позволяет человеку приобрести все, что нужно по дороге. В нашем случае, мы частые гости сети магазинов М.Видео и Эльдорадо, так как у нас довольно объемная техническая экипировка, которая требует обслуживания, включая зарядные устройства и карты памяти, а их магазины присутствуют практически во всех городах и многих населенных пунктах, что очень удобно. Еще не везде есть хорошая сотовая связь. Это как раз то, что активно нужно менять и дорабатывать, ведь это напрямую влияет на безопасность путешественника, на его маршрут и комфорт. Зная, что пока в ряде регионов есть такие проблемы, мы подстраховались и едем с навигатором Navitel, который стал уже неотъемлемой частью нашей экспедиции», — говорит руководитель рекордной автоэкспедиции «100 000 километров возможностей» Андрей Леонтьев.
Ровно через три месяца с момента старта с Международной выставки-форума «Россия» рекордная автоэкспедиция «100 000 километров возможностей» прибыла в город Санкт-Петербург. Экспозиция Северной столицы на Выставке послужила вдохновением для Правительства Петербурга создать свой собственный мультимедийный форум под названием «Мой Петербург» в историческом парке «Россия — Моя история». В рамках своего визита участники автоэкспедиции передали флаг с выставки «Россия» как символ преемственности.
Маршрут рекордной автоэкспедиции состоит как из специально собранной командой проекта — карты точек интереса, так и уже существующих маршрутов, которые разрабатываются при поддержке нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Это готовые маршруты-путеводители по регионам России, разработанные профессионалами туристической индустрии. Они продуманы логистически, имеют готовые рекомендации: где разместиться и остановиться безопасно и комфортно. В программу национальных туристических маршрутов входит посещение культурных достопримечательностей, знакомство с уникальными памятниками природы и национальными парками, заповедниками, дегустация блюд местной кухни в интересных ресторанах, кафе и многое другое. Сегодня экспертами разработаны 45 таких маршрутов, которые охватывают 50 регионов. Все они размещаются на национальном туристическом портале путешествуем.рф.
Окончание маршрута запланировано на октябрь 2024 года в Магадане в парке «Маяк» на берегу Бухты Нагаева Охотского моря. Следить за новостями и графиком передвижения команды автопробега можно в официальных сетях (RuTube, Telegram, VK, OK, YouTube). Еженедельно на канале проекта на RUTUBE публикуются видеодневники автоэкспедиции.
ГЕРОИ
Одна из задач проекта — мотивировать людей на созидание и преображение своей малой родины. На своем маршруте команда автоэкспедиции встретилась уже с 25 яркими героями, уже изменившими жизнь своего города или села к лучшему.
Среди героев проекта: Анна Пивоварова — победитель проекта «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия — страна возможностей», экскурсовод, общественный деятель, автор бренда одежды про Ростов «Аннушка. Не лыком шито». Она знакомит с достопримечательностями, памятниками архитектуры и известными личностями Ростова-на-Дону, делая акцент на людях, благодаря которым мы видим город таким, какой он есть: сильным, мощным и процветающим; Копылов Сергей Владимирович, заслуженный мастер спорта, самый титулованный из советских велосипедистов, признанный в 1982 году УСИ лучшим велосипедистом мира, четырехкратный чемпион мира, бронзовый призер Олимпиады-80 в спринте, а также обладатель многих других престижных наград. Сейчас его можно встретить почти каждый день на Тульском велотреке, где он тренирует новое поколение спортсменов; Илья Кошкин, краевед и историк, автор книги о деревянной застройке Тулы, телеграм-канала и одноименной группы в VK «История Тулы». Действуя по собственной инициативе, Илья заразил любовью к родному городу десятки тысяч туляков и гостей пряничной столицы России; Юрий Медведь, руководитель аэроклуба «Нормандия-Неман». Юрий помогает людям подняться в небо и совершить свой первый полет. Он летал на реактивных самолетах и сейчас в качестве инструктора помогает людям поверить в себя и реализовать свою заветную мечту. Свой вклад он вносит и в сохранение истории о «Нормандия-Неман», знаменитой французской эскадрильи; Заур Цохолов, человек, который в свои 35 лет построил дом-музей с гостевыми комнатами, тем самым возрождая село. Сегодня проект «Этнодом» можно назвать одним из самых популярных отелей Дагестана. При его создании Заур использовал главные преимущества места: фантастические местные пейзажи, этнические мотивы и еще сохранившуюся архитектуру. Полученные деньги от проекта молодой предприниматель инвестирует в восстановление других домов в селе, в ремонт улиц; Антон Вакуров, победитель XVIII Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и автор педагогической практики в рамках экспедиции «От Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности». В городе и далеко за его пределами его зовут «гусельником Антонием». Под тем же именем живет и его проект «Школа гусельника Антония», где он организует просветительские программы, музыкальные мастер-классы и обучающие курсы. Занятия проходят на основе личной коллекции, которая включает больше сотни экспонатов: русские народные инструменты и инструменты народов России, а ещё экзотические экземпляры из разных стран мира – Индия, Китай, Ирландия, Африка и Австралия; и другие яркие люди, вдохновляющие и дающие пример для подражания.
Истории всех героев запечатлены в фото и видеоматериалах проекта. Интервью с каждым из них можно посмотреть на сайте и социальных сетях проекта.
«Мы очень хотим, чтобы наш проект стал объединяющей площадкой для тех, кто изменил жизнь своего города или села к лучшему. Созидатели – герои проекта – смогут вдохновлять как друг друга, так и всех тех, кто только стал задумываться о том, чтобы внести свой личный вклад. И наша задача рассказать широкой аудитории о таких людях и их истории», – считает автор и ведущий проекта Андрей Леонтьев.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТЕСТ-ДРАЙВ АВТОМОБИЛЕЙ
Одной из наиболее зрелищных и привлекательных составляющих проекта является самый продолжительный в истории мировой автомобильной журналистики сравнительный тест-драйв. Для проекта организаторы выбрали автомобили российского производства одного класса – Lada Vesta и Москвич 3, которые были куплены у официальных дилеров, а не взяты под проект у производителей напрямую. Это позволяет избежать ангажированности и внешнего влияния на оценку. Тест-драйв охватит весь гарантийный срок автомобилей – 100 000 километров.
Для уравнения шансов машины оснащены одинаковыми шинами Cordiant Gravity, которые были разработаны как раз для российских условий эксплуатации и длинных пробегов. Благодаря увеличенной глубине протектора и оптимизированному профилю, шины Cordiant Gravity служат дольше в среднем на один сезон, обладают отличной управляемостью, обеспечивают надежное сцепление с мокрой дорогой и эффективную борьбу с аквапланированием даже на высоких скоростях. За время пути экипажи уже успели оценить их поведение в различных дорожных условиях и климатических зонах, а также убедились, что шины действительно медленнее изнашиваются. Это видно по состоянию протектора. Cordiant Gravity помогают чувствовать себя уверено даже на дорогах с не очень качественным покрытием и на гравийных дорогах. Рисунок с увеличенной глубиной протектора хорошо себя показал с одной стороны на скользких глинистых дорогах (например, скользкие подъемы в Карелии или на Кавказе глинистые гравийные дороги и крутые подъемы), с другой стороны, протектор отлично работает на асфальте под сильным дождем, когда идет активное сопротивление аквапланированию и он хорошо отводит воду из пятна контакта. Таким образом шины Cordiant Gravity отлично подходят для любителей дальних путешествий, которые много ездят по разным типам дорог. Команда рекордной автоэкспедиции также отметили высокую сопротивляемость проколу.
«Если раньше многие регионы отличались плохими дорогами, то сегодня преображение на лицо. Например, в прошлом году на месте, где были одни ухабы и в них можно было оставить колеса с подвеской, сегодня — идеальный асфальт. Но по-прежнему, много грунтовых и гравийных дорог. В нашем случае это не было проблемой. Наши кроссоверы оснащены шинами Cordiant Gravity SUV. Благодаря им комфорт и высокую управляемость ощутили на себе! Первое особенно ценно в дальних поездках», — отметил Андрей Леонтьев.
По наблюдениям руководителя автоэкспедиции на данный момент «Москвич» выигрывает у Lada по всем позициям кроме: емкости багажника, емкости бака и расходу топлива. Lada же возвращает водителя в 90-е за счет шасси конца 90-х и начала 2000-х годов. Оно настроено так, что может дать фору Ford Focus 1-го поколения и Mitsubishi Lancer того же времени. Благодаря этому в Lada очень приятно ехать. Ощутимо как она хорошо стоит на дороге и откликается на маневры. Lada хорошо продумана с точки зрения эргономики. С точки зрения инженерии – это лучший автомобиль, который был сделан в России. Но салон пока нельзя назвать таким же успешным. Многие моменты не продуманы, включая отсутствие ниш для хранения того же телефона. Эта машина хороша для непродолжительных поездок по городу, но для дальних путешествий лучше задуматься о замене архитектуры салона. За 33 тысячи километров было 4 гарантийных обращения. Самая большая проблема — это подшипники и концевик педали тормоза, из-за неисправности которого не заводится автомобиль от отсутствия сигнала, не работают стоп-сигналы, и дренажная трубка кондиционера.
Что касается Москвича, то за время пути нюансов было меньше: дважды раскладывался на пиксели центральный экран и залипали на руле кнопки. После перезагрузки системы обе неполадки пропадали. Один раз слетела резиновая прокладка с люка без внешнего участия. Хотя Москвич 3 позиционируют как городской кроссовер, для путешествий он подходит лучше, если не учитывать объём багажника и 50-литрового бака, которого может не хватить в дальних поездках, где заправки могут находиться на большом расстоянии друг от друга. Также некорректно работает расходомер, из-за чего показания расхода топлива могут резко меняться.
ИСТОРИЯ
Рекордная автоэкспедиция «100 000 километров возможностей» продолжает и завершает уникальный искусствоведческий и исторический проект энтузиаста и пионера цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского. Команда проекта создает начатый фотохудожником 120 лет назад беспрецедентный в мировой практике исторический документ – 10 000 фотографий России в конкретном историческом моменте. Этот по-настоящему объемный архив будет собран в формате книги в онлайн-версии (полное собрание) и в печатном издании (избранные фотографии).
За 14 недель экипажи посетили около 1 500 локаций, 30 из которых отражены в творчестве Сергея Прокудина-Горского. Сделано более 3 500 фотографий.
«Прокудин-Горский фиксировал жизнь в России в истинном цвете. Мы хотим продолжить его дело и собрать крупнейший и уникальный в своем роде архив фотографий нашей страны. При должном его хранении он может послужить проводником для новых поколений в жизнь наших современников. И, кто знает, может, по нашим кадрам будут воссоздавать знаковые места нашего времени в будущем», – рассказал Андрей Леонтьев.
ЭКИПАЖ
Для такого амбициозного проекта, как рекордная автоэкспедиция «100 000 километров возможностей», организаторам удалось собрать команду настоящих профессионалов, отвечающую непростым требованиям участия в Экспедиции: от выносливости до большой страсти, с которой каждый из членов экипажа подходит к своему делу, будь то управление автомобилем, съемки, ведение путевых заметок или общение с людьми.
Участники Экспедиции:
Андрей Леонтьев, тележурналист и телепродюсер с опытом работы на ТВ с 1991 года. Эксперт Комитета ГД по туризму (автомобильный туризм). Организатор и участник более 100 автопутешествий и экспедиций. Автогонщик. Многократный рекордсмен России по автоспорту.
Нина Абросова, двукратная чемпионка мира по боксу. Двукратная чемпионка мира по водномоторному спорту. Рекордсменка России по автоспорту. Общественный деятель, детский омбудсмен, предприниматель, благотворитель.
Михаил Виноградов, писатель, издатель. Автопутешественник. Активист движения «Книжные Маяки России». Общественный деятель.