Очередной этап нашей рекордной автомобильной экспедиции мы начинаем в Подмосковье, в старинном городе Звенигород под стенами Саввино-Сторожевского монастыря. Когда в эту местность, на гору Сторожу пришел монах Савва, ученик Сергия Радонежского, который потом станет преподобным, он выкопал себе пещеру, чтобы молиться в уединении, но очень скоро обитель превратилась в настоящую крепость для защиты с запада границ Московского государства. А еще через некоторое время это стало местом поклонения для русских царей.

Все началось с Ивана Грозного, а уже Алексей Михайлович со временем здесь основал загородную резиденцию. Более того, Алексей Михайлович захотел придать Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой русской лавры. Статус так и не был получен, но в любом случае, Троице-Сергиева лавра и Киево-Печерская обрели этот статус гораздо позднее. А также здесь была проложена Звенигородская дорога, вернее Звенигородский тракт, который по-настоящему получил статус «государевой дороги». Удивительным образом, сегодня траектория этого тракта совпадает с Рублево-Успенским шоссе, которое тоже, в какой-то степени, является дорогой государевой, только по нему люди ездят уже не в монастырь, а в коттеджи. Ну и, входя в монастырь или покидая его, подойдите все-таки к изваянию преподобного Саввы. Человека, который основал это великолепие. Кстати, если обратите внимание на лапти Саввы и на руку, то заметите, что они «наполированные на счастье». Все-таки живо в нас, даже православных, еще что-то такое глубоко — языческое.

Здесь же, на выходе из монастыря, нас буквально перехватили коллеги из телеканала 360. Они живо интересовались тем, как идет наша экспедиция, что удалось посмотреть, какие выводы сделаны, как мы оцениваем развитие туристической инфраструктуры, нацеленной на автомобильных путешественников. Ведь одна из наших задач — это, действительно, провести аудит той инфраструктуры индустрии гостеприимства, которая существует в регионах для того, чтобы дать рекомендации по формированию национальных автомобильных маршрутов.

Спрашивают нас и о тех конкретных достопримечательностях, которые мы отметили для себя в Звенигороде. Ну, надо сказать, что Звенигород — город очень популярный, поскольку действительно здесь сконцентрировано очень много интересных объектов.

И, конечно, один из них — это Успенский собор. Вообще мы стараемся избегать наиболее популярные достопримечательности, потому что многие там бывали. Но здесь, кстати, отметим, что подъехать на машине к собору, проблематично. Нужно оставлять машину внизу, на дороге, на очень узкой парковке и идти вверх по лестнице, что маломобильным гражданам, наверное, будет не очень удобно сделать. Но главное — собор сейчас находится в состоянии реконструкции и ремонта и, на данный момент, имеет не очень презентабельный вид. Однако у нас был еще один особый повод зайти внутрь.

Нам подарили возможность подняться на хоры, буквально коснуться первозданного, нетронутого еще даже реставраторами, 14 века. Успенский храм — это один из старейших сохранившихся храмов земли Московской. И он помнит в том числе и икону Андрея Рублева. Именно здесь находился знаменитый Спас Вседержитель, апостол Павел, и еще сохранились фрагменты фресок. Авторы их неизвестны, но очевидно, что это были лучшие московские мастера своего времени. При этом в процессе реставрации, которая идет сейчас, активно вскрываются все новые и новые ранее заштукатуренные фрагменты. Работы по вскрытию фресок это, безусловно, тонкий, ювелирный труд. Им занимаются высококлассные специалисты-реставраторы, поскольку храм и его убранство — это памятник архитектуры, это наше национальное достояние. А вот поддержанием внешнего вида храма, стенами кровли, оказывается, занимается сам приход.

На нашем пути Можайск. Если посмотреть список достопримечательностей этого города, то в первой пятерке значится Кремль. Ну, когда мы говорим Кремль, то представляется картинка стен и башен. Но где он, Кремль в Можайске? И если подъехать поближе к тому месту, где на карте обозначен Кремль, то мы видим Ново-Никольский собор на горе и все. Так куда делся Можайский Кремль? За ответом на этот вопрос мы в храм и заезжаем, поскольку сегодня здесь одну крышу делят и церковь, и музей.

В самом центре зала стоит макет внушительных размеров, который показывает, каким мог бы быть Белокаменный Кремль времен Бориса Годунова. Конечно, это отчасти фантазия. К слову сказать, этот амбициозный проект так и не был реализован даже на треть. Но ради него, Годуновского Кремля, снесли прежний, деревянный, 16 века. А до него был еще один, тоже деревянный, 13 века. А с 12 века здесь на горе стоял земляно-деревянный детинец. Но, к сожалению, Годуновский Белый город так и не был достроен. Уже в 17 веке Можайский кремль вырастает в кирпиче, а во второй половине 18 века он уже сильно ветшает, и окончательно его разбирают к началу 19 века.

Ну и, конечно, мы не можем не вспомнить о том, что Можайский кремль, вернее, Ново-Никольский собор запечатлен на одной из работ пионера цветной русской фотографии, Сергея Прокудина-Горского в его цикле «Российская империя в цвете». А поскольку одной из задач нашей экспедиции является завершение так и не законченного труда Сергея Прокудина-Горского, по прошествии 120 лет мы хотим действительно создать ту самую задуманную коллекцию фотографий. И хорошо видно, как изменился все-таки мир. Хотя на самом деле в других местах, где мы находим объекты, снятые Прокудиным-Горским, изменения заметны куда больше, чем здесь.