Брянская-Курская область

Итак, мы в Брянске! Война прошлась по области полным ходом, причем два раза, туда и обратно. Поэтому события, связанные с Великой Отечественной войной и с партизанским движением здесь священны. Много памятников, которые потрясают своей глубиной, великолепием, мощью и энергетикой. Около этих памятников постоянно есть люди, всегда лежат свежие цветы. А еще мы попали здесь на репетицию Дня Победы. Но ведь Брянщина — это еще и древнейшая земля, которая ведет свой летописный отсчет с 9-10 века. Брянск основан в 985 году. Попробуем сейчас поделиться с вами тем, что мы ухватили из тысячелетней истории этих мест.


 

А для того, чтобы прочувствовать всю древнюю историю этих мест, наверное, мало фантазировать, разглядывая современные стелы, памятники и монументы. Нужно проехаться по брянским монастырям и обителям, где живет еще энергия тех людей, потомки которых сегодня продолжают историю Брянской земли.

Скажем, Свенский монастырь, один из самых древних и один из самых новых, потому что обитель была сильно поругана в Богоборческие времена. Здесь было разрушено буквально все. Например, был взорван Успенский храм. И мы видим, как буквально на глазах все это, к счастью, возрождается. Храм отстроен заново. История появления этой обители связана с именем князя брянского, Михаила Романовича, который начал слепнуть. Он послал в Киево-Печерский монастырь своих людей за исцеляющей иконой Богородицы. И вот, собственно, история чудесной пропажи и чудесного обретения этой иконы — это то главное, вокруг чего и крутится история зарождения обители. Если приедете сюда, вам эту историю обязательно расскажут. Именно здесь, именно в этих местах создается ощущение, что история людей, история земли она не в камне, она не в зданиях, которые можно разрушить бомбой и раскатать танком. Она в душе, в вере, прежде всего. И пока эта вера жива, история тоже будет.

Еще один древний город Брянщины — Трубчевск. Первые упоминания 1185 год, то есть чуть позже Москвы. Если бы сегодня проводился конкурс на хрестоматийный город русской провинции, на классический райцентр, то Трубчевск если бы не победил, то точно оказался в лидерах, поскольку здесь есть все, что необходимо для такого населенного пункта: достаточно ухоженный центр с двухэтажной купеческой застройкой, великолепная пожарная каланча при пожарной же части. Причем это все охранные объекты, это архитектурный памятник местного значения. Но что интересно, пожарная часть до сих пор служит по своему прямому назначению. Ну и, конечно, это Екатерининская регулярная, прямо перпендикулярная застройка, планировка улиц как подчеркивание статуса Трубчевска именно как города, как дань уважения за тот вклад, который внёс Трубчевск в охрану юго-западных и южных рубежей нашей страны. А в 1941 году здесь состоялось первое крупное танковое сражение Великой Отечественной войны. Советские и немецкие танки шли буквально лоб в лоб! И, конечно, городской парк — прекрасная площадка для культурных событий. И, между прочим, именно здесь с 1986 года проходит Ежегодный фестиваль славянской письменности и культуры на земле Бояна. А сам Боян с постамента на это все поглядывает и как бы благословляет подобные мероприятия.

А мы движемся еще дальше на юг в город Севск, где в ближайшем пригороде расположен Спасо-Преображенский монастырь. Место не самое древнее, если мы говорим про обитель, но судьба его очень характерна вообще для монастырей не только этого региона, а всей России. Он был заложен в 1631 году как деревянная крепость, острог, но очень скоро он уже вырос в камне, в кирпиче. Причем поразительно, что в его архитектуре сочетались барочные и готические мотивы. И, если приглядеться к обломкам стенки и остаткам башен, то можно узреть былое великолепие. Стены, кстати говоря, в периметре достигали полукилометра, в высоту 5 метров, а в ширину 2 и её сегодня действительно можно оценить. К сожалению, в 1929 году, в разгар Богоборческих времен этот женский монастырь был закрыт, а сестры были в буквальном смысле слова разогнаны. Жизнь монашеская вернулась сюда лишь только в 2018 году, и с тех пор здесь ведутся активные реставрационные работы. Ну и работы по восстановлению монашеской жизни и служения. Именно тут достаточно активно развито волонтерство. Сюда приезжают люди на неделю, на две, на месяц, кто как может просто пожить и поработать, помочь монастырю. Так что, если будет желание уединиться, а здесь, действительно, потрясающе тихо, спокойно и чувствуется глубина времени, можно оказаться в этом состоянии, немножко отрешенном, то, конечно, нужно приехать. Здесь вам будут только рады.

А мы уходим дальше на север, уже в Орловскую область, здесь стояли насмерть именно моряки-тихоокеанцы. Первая лыжная бригада была сформирована в Нижегородской области еще в сентябре 1942 года и начинала тренировки на искусственном лыжном стадионе. Вместо снега покрытие устлали еловыми ветками.

Вот так появились хорошо обученные, тренированные бойцы, которых набирали из моряков Тихоокеанского флота. Причем не только из тех, кто был в составе корабельных экипажей. Даже моряки из военных оркестров и те попали в эту первую бригаду. В их задачу входили не только дезорганизация противника, отвлечение основных сил на себя, но и резкий прорыв в тыл. Собственно, для этого и во время Орловской операции была задействована эта первая бригада. Понятное дело, что задачи, которые ставятся подобным образом, подразумевают некую жертвенность.

И здесь под Крупышино они продемонстрировали эту жертвенность сполна, выстояв насмерть против танков. До этого они умудрились пройти 300 километров, вклинившись в оборону немцев. И именно здесь, уже порядком уставшие, они приняли свой последний бой. Немцы против них бросили артиллерию, танки и минометы. Неудивительно, что немногие из тихоокеанцев смогли выжить и покинуть это поле боя. Благодаря морякам-тихоокеанцам линия фронта здесь с февраля месяца стабилизировалась вплоть до июля 1943 года. И все попытки немцев начать контрнаступление обернулись провалом.