Очередной дневник рекордной автомобильной экспедиции «100 000 километров возможностей»начинается в Калуге. Если мы еще совсем недавно были в Боровске и говорили о Боровске, в том числе как об утробе мировой космонавтики, то о Калуге можно говорить как о колыбели этой самой космонавтики, поскольку эти статусы негласные, неофициальные, но неразрывно связаны с биографией Константина Эдуардовича Циолковского.
Так что вполне логично, что именно здесь появился первый в стране музей космонавтики, который открывал сам Юрий Алексеевич Гагарин. И, собственно, у памятника первому космонавту, который смотрит лицом на историческое здание музея, мы встретились с нашими калужским коллегами. Символичнее место придумать трудно. Обсудили наши самые яркие впечатления от предыдущих пройденных километров, а их уже почти 15 000. Поговорили о том, как ведут себя наши автомобили, о дорогах, о достопримечательностях, о перспективах развития автомобильного туризма, ну и, конечно, о Калуге.
В Клушино, на малой родине Юрия Алексеевича Гагарина, сидя в землянке, в которой прошли его тяжелейшие военные годы, где большая семья жила впятером на четырех квадратных метрах, почему-то появилась мысль о том, что если иметь горячее желание, если судьба расположена, то вполне возможно из этого подземелья подняться к звездам. Это может каждый человек. Нужно просто в это верить. И вот сейчас мы стоим под Гагаринской ракетой, под тем самым «Востоком», который мог бы вывести Юрия Алексеевича в космос. Конечно, того самого «Востока» не существует уже в природе. Он сгорел, ведь космическая ракета в подобной технологии вещь одноразовая. То, что представлено здесь — это дублер того самого «Востока», на котором Юрий Гагарин вышел на орбиту. Ведь если бы что-то случилось на старте и у того носителя возникли проблемы, Юрий Алексеевич полетел бы на дублере «Востока», на ракете «Р-7», по сути, которая в гражданской версии получила такое романтическое название.
Конечно, когда в 1968 году первый космонавт планеты открывал музей, то он из себя представлял исключительно только довольно футуристическое модернистское здание. Никакой площадки и парка в то время не было. Это уже продукт сегодняшнего дня, здесь интересно всем и взрослым, и детям. Благодаря разнообразию экспонатов и интерактива: при помощи определенных развлекательных технологий можно, не выходя из парка, даже совершить при наличии фантазии, конечно, космический полет.
При этом вот что важно — все без обмана, здесь нет муляжей! И все космические аппараты, спутники, двигатели — это все так называемые технологические дублеры реально летавших конструкций. Причем эти дублеры летают зачастую так же, как и оригиналы, только оставаясь на земле. То есть фактически через них пропускаются те же самые программы. Если возникает какая-то неисправность, то она отрабатывается на аппарате-дублере, чтобы найти решение для того спутника или иного другого корабля, который находится сейчас в космическом пространстве.