Луганск — Стаханов — Первомайск — Амвросиевка

А наш паровоз вперёд летит, и это не фигура речи. Следующий объект — снова железнодорожный. Это паровоз, да не простой, а юбилейный. Этот СО-17-1000 изготовлен в 1949 году рабочими Ворошиловградского завода и стал тысячным паровозом, изготовленным после Великой Отечественной войны. Прежде чем найти приют на пьедестале, «сошка» честно отработал положенные годы и был списан только в 1978 году. Ворошиловград, к слову — прежнее название Луганска.

Едем дальше. Время обеда застаёт нас в Стаханове, это между Луганском и Донецком. Обедаем в самой обычной столовой. Меню традиционное для столовых — салат «Витаминный», пюре, рис, гречка, несколько вариантов котлет, несколько видов супов, компот и сок. Плотно наедаемся на 219 рублей с носа. Просто, вкусно, недорого.

В очереди много военных — впервые обращаем внимание на совершенно серые, очень усталые лица. Понимаем, что линия фронта совсем рядом, становится не по себе. Но, делать нечего, уже мы приехали, и новые территории должны увидеть, как есть. Это ведь одна из целей экспедиции — зафиксировать реальную Россию такой, какая есть в 2024 году.

Следующий город на нашем маршруте — Первомайск. Он встречает нас вот этой живописной водонапорной башней с серпом и молотом, в народе остроумно прозванной «Пиком коммунизма». Фотографируемся. А как же. Даже утратив бак для воды, башня сохраняет своё обаяние. С надписью сверху не поспоришь: «Слава труду! Слава народу!»

Вскоре доезжаем до каменных баб. Зря смеётесь, название закрепилось за этими изваяниями давным-давно. Так принято обозначать скульптуры, которые некогда стояли на святилищах половцев. Вообще, в самом Луганске есть парк-музей, где собрано около семидесяти баб, но нам интересно посмотреть, как живут и другие города ЛНР — вот и отправились в Первомайск. Здесь несколько каменных женщин отдыхают в тени местного краеведческого музея.

Люди с камерами привлекают внимание — будоражат небольшой городок. Пока мы снимаем сюжет, подходят люди, задают вопросы. Какая-то бдительная старушка пытается вызвать полицию, но на шум прибегает директор музея. С интересом слушает рассказ Андрея Леонтьева о половецких традициях — приглашает нас посмотреть экспозицию, но мы уже очень торопимся — нас ждут дети.

Дорога из Донецка в Луганск, в основном, хорошая. Похоже, что её совсем недавно отремонтировали. Вокруг разрушенные дома, сожжённые заправки, пробитые снарядами рекламные щиты. В основном, едем молча — только эфир рации разговаривает иногда названиями населённых пунктов на указателях, знакомых по страшным недавним новостям: Макеевка, Горловка, Бахмут, Краматорск, Славянск, Дебальцево.

В Дебальцево снова сталкиваемся с самой главной напастью этого путешествия — отсутствием моста. Меняем маршрут и сбиваемся с пути, долго петляем по сельским дорогам, на которых можно хоть прямо сейчас снимать фильм про войну. Все по очереди пытаемся об этом шутить, но шутки предсказуемо не заходят — вокруг всё по-настоящему, не кино.

В Амвросиевскую школу-интернат приезжаем затемно. Этот детский дом — особенный. Он только называется «номер четыре», а на самом деле, единственный оставшийся. Последний на новых территориях.

Дети уже спят и строгие воспитатели не хотят их будить, режим. Оставляем подарки — пряники от наших новых друзей из Тулы, книги и очередной мяч для регби. Немного грустим, что не пообщались с малышнёй, ведь уже как родные. Это сюда мы собирали книги перед самым Новым годом с проектом «Книжные маяки России». Но ничего! Скоро ещё приедем, считаем этот детский дом (а на самом деле — целый дворец) подшефным.