От Богучара до Луганска

Богучар, как оказалось, основан в 1704 году, всего на год позже Петербурга, когда здесь, на берегу реки Богучарки, поселились двести черкасов Острогожского полка. Символично, что именно здесь наше путешествие начинает быть связанным с донским казачеством — черкасами ведь и называли некогда запорожских казаков. Дон всего в восьми километрах отсюда, но мы познакомимся с ним чуть позже.

Ленин в Калаче

Первой остановкой на нашем пути становится город Калач (это Воронежская область). Вопреки названию, ждёт нас здесь не круглый пшеничный хлеб, а… Владимир Ильич Ленин. Забавный памятник, известный как «Ленин в Калаче».

Калачёвцы гордятся. Их Ленин — один из самых первых в Воронежской области. К тому же такой необычный. Мы привыкли, что или «Ильич шагает впереди», уверенный и устремлённый к победе коммунизма, или озвучивает с постамента апрельские тезисы. Ни одного, ни другого нельзя сказать о Ленине в Калаче. Он будто неожиданно встретил кого-то, кого очень давно не видел — удивился и готов заключить старого приятеля в крепкие пролетарские объятия.

Многие, впрочем, уверены, что этот Ленин просто немного выпил и шатается теперь по Калачу в праздничном настроении. Наш пробег, как известно, является образцом трезвости и здорового образа жизни, но за Владимира Ильича радуемся — очевидно ведь, что хорошо ему.

Ну а в наши планы вторгается природа — недалеко от Калача оказывается затопленным мост и мы вынуждены менять маршрут. В нашем случае, это такое отдельное приключение. Сто тысяч километров нам нужно проехать по неповторяющемуся маршруту — таковы условия мирового рекорда. Впрочем, выход (то есть выезд) находится довольно быстро, и «Москвич» с «Ладой» устремляются дальше, у них свои тайные виды на гору Фудзи.


Донская Фудзияма

Ползти рождённый заходит в гору — помните про улитку на склоне Фудзи? Оказывается, не нужно ехать в Японию, чтобы сделать множество удивительных фотографий, хоть с улиткой, хоть без. Своя импортозамещённая Фудзияма есть и в Ростовской области. Это гора Большой Стог (рядом есть ещё и Малый).

Вообще-то, это меловой холм. А если верить преданиям, записанным со слов местной сказительницы Ефросиньи Акимовны Плешаковой (1906 года рождения!), это и вовсе курган, насыпанный местными жителями, уходящими на войну. Уходя, они бросили по горсти земли — получился Большой Стог. Вернувшись, повторили процедуру — насыпали Малый Стог. Он рядом, раз в пять ниже. Вспоминается история о Тамерлане из замечательного рекламного ролика, снятого в начале девяностых Тимуром Бекмамбетовым для банка «Империал».

Ну а вокруг Стогов образовался хутор, который так и называется — Стоговский. Здесь постоянно проживает около ста человек. Занимаются сельским хозяйством, туристический объект продвигать не торопятся.


Музей-заповедник Михаила Шолохова в Вёшенской

А нас ждёт самый примечательный адрес четвёртого дня — усадьба Михаила Шолохова в станице Вёшенская Ростовской области. Усадьба сохранилась в первозданном виде, есть главный дом, конюшня, гараж, фруктовый сад, через который ведёт дорожка к берегу Дона.

Говорят, огромный дом Шолохов не любил — слишком роскошный. Мы не устаём удивляться качеству постройки, которому позавидовали бы подмосковные дома академиков. Дом построен в послевоенные годы, взамен сгоревшего. Здесь писатель жил до своей смерти в 1984 году, здесь написаны «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».

Имение (иначе и не скажешь), вместе со всей обстановкой и личными вещами Шолоховых, передан государству сразу после смерти Михаила Александровича. Кажется, что он и сейчас ещё дома — вот и к чаю накрыто в гостиной, вот и в кабинете разложены документы писателя. Многочисленные друзья Шолохова до сих пор передают музею-заповеднику какие-то памятные вещи, связанные с его жизнью, работой и творчеством.

В гараже живут машины, принадлежавшие Шолохову — его чёрная «Волга», охотничий «Бобик» ГАЗ-69, пришедший ему на смену УАЗ-469, приобретённый писателем в 1973 году. Два года спустя рабочие Ульяновского автозавода переделали машину специально для любимого писателя — заменили брезентовый верх металлическим, сделали раздвижным лобовое стекло, установили обновлённые сидения.

Говорят, этот УАЗик и был любимой машиной Шолохова. Лодку и палатку он грузил в прицеп и отправлялся в любимые свои места — рыбачил. Самодельные удочки из природных материалов хранятся здесь же. Наши автомобили, похоже, были бы тоже рады отправиться на рыбалку, но их ждёт другой улов.


Северский Донец и «новые территории»

Заправляемся прямо в станице, на безымянной заправке — другой здесь нет. «Москвич» переваривает подозрительный бензин спокойно, а вот у «Лады» впервые загорается ошибка и теряется мощность. Мы изо всех сил стараемся вспомнить, когда в прошлый раз видели в России проблемы, связанные с качеством топлива — кажется, лет двадцать назад. Перезапуск мотора решает проблему, но проклятая ошибка выскакивает время от времени, изрядно донимая Андрея Леонтьева и становясь поводом бесконечных обсуждений и шуток в эфире наших раций.

Устремляемся в сторону так называемых «новых территорий» и на закате пересекаем Северский Донец — это в его честь названы Донецк (даже два) и Донбасс, а вовсе не в честь Дона. Теперь мало кто обращает внимание на то, что угольный бассеин — Донецкий, а не Донской.

Прекрасная скоростная трасса ведёт нас сквозь поля Каменско-Красносулинской ВЭС — Ветряной электростанции. 26 огромных пропеллеров медленно вращаются, подстраиваясь под направление ветра, каждая отдаёт 3,8 Мегаватт. Сами ветряки, к слову, сделаны в России. Останавливаемся, чтобы сделать красивые фотографии, после чего выдвигаемся в Луганск.


Граница России с Россией и Луганск

Затемно прибываем на бывшую границу с Украиной. Несмотря на присоединение Луганской области, российский пограничный переход работает — для ещё большей безопасности. Впрочем, контроль проходим быстро. Проверка документов, беглый досмотр автомобилей, шутки про границу России с Россией, привычные уже вопросы про нашу экспедицию и пожелания счастливого пути.

До Луганска доезжаем довольно быстро — дорога везде хорошая и «портится» только в самом городе. Справедливости ради, утром замечаем, что Луганск восстанавливается, в том числе кладут и новый асфальт. Впрочем, про столицу ЛНР расскажем в следующем отчёте. А пока селимся в общежитие. За пугающим название нашего жилища скрывается вполне приличная отдельная квартира с несколькими комнатами, кухонькой и душем. Ложимся спать. На утро у нас большие планы.