Рано утром обнаруживаем себя в Туле. Значит, это всё-таки не было сном — вчера мы и впрямь сорвались с насиженных мест и наша экспедиция действительно началась. Плотно завтракаем в отеле (никто не знает, когда будет возможность пообедать – план очень насыщенный). Грузимся в автомобили, но огромная пробка прерывает наш полёт. Нам, как назло, в самый центр города, на Московский вокзал.


«Тульский рабочий» и вагон Брежнева

Поиск парковки мог стать эпическим развитием событий. К счастью, нас, в виде исключения, впускают прямо на платформу вокзала, к легендарному бронепаровозу «Тульский рабочий».

Теперь сложно себе представить, что при постройке этой махины использовался высококачественный бетон. Специально для «Туляка» местные оружейники превратили легендарный пулемёт «Максим» в четырёхствольную зенитную установку. Команда бронепаровоза в военное время составляла 35 человек. Экипаж нашей экспедиции — всего пять.

Ещё один экспонат музея под открытым небом — «вагон Брежнева», а на самом деле, «вагон-салон типа 20-СБ» (они, кстати, производились на Ленинградском заводе имени Егорова, как и вагоны питерского метро). Дно спецвагона, между прочим, тоже укреплено бетоном. 

Не упускаем возможности полюбопытствовать, в каких условиях перемещался по стране дорогой Леонид Ильич. Кстати, нельзя сказать, что вагон роскошен. Да, на борту есть рабочий кабинет, настоящая ванна и зал для совещаний, Но в целом, условия можно назвать достаточно спартанскими для первого лица государства, занимающего шестую часть планеты.

Одна из главных достопримечательностей — особый запах, характерный для кабинетов высших номенклатурных работников СССР. Всю дорогу до следующей остановки пытаемся подобрать для него адекватную характеристику, но так и не находим нужного слова. Пробка кончилась, по Туле снова можно ездить. Мы и ездим, за этим и собрались.


Тульский музей оружия

Несмотря на ранний час, в музее оружия немало гостей. Всё же Тула — ещё и оружейная столица России. В музее собрана уникальная коллекция стрелкового и холодного оружия. Примечательно, что есть не только российские, но и зарубежные образцы, а также опытные модели. Собирать коллекцию начали ещё в восемнадцатом веке, на Тульском оружейном заводе.

На площадке перед музеем расположилась военная техника, в разработке которой принимали участие тульские мастера-оружейники. Здесь и системы залпового огня «Град» и «Смерч», и самоходная пушка «Шипка», и танк Т-80, и многие другие достижения отечественного ВПК. Особая гордость хранителей музея — недавно переданный в коллекцию ракетно-пушечный комплекс «Панцирь С1». У этой штуковины в мире нет аналогов.

Самостоятельным экспонатом можно считать и «здание-шлем», построенное в 2012 году и действительно по форме напоминающее шлем русского воина. Это отсылка к истории древней Тулы — именно в этом месте в шестнадцатом веке находилась первая выделенная слобода оружейников.

Проводим в музее совсем мало времени. Экспозиция занимает 14 тысяч квадратных метров, в коллекции почти шесть тысяч экспонатов. Такого богатства хватило бы на несколько дней внимательного изучения.


«Укрощение блохи»

Наша следующая точка — так называемая «Ликёрка». Это такое творческое пространство, организованное на месте старых ликёро-водочных складов. Здесь нас ждёт скульптура, разорвавшая тульскую блогосферу ещё до своего появления.

Вообще, культура дышит альтернативными прочтениями, спорными произведениями и скандалами. Пожалуй, ничто не будоражило тульских общественников так люто, как «Укрощение блохи» — наш следующий адрес в Туле.

К слову, памятник сначала хотели установить в Кремле, но (под нажимом защитников морального облика пряничной столицы) от затеи отказались и блоха отправилась «на Ликёрку».

Противники негодуют — в «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе» мастер подковал крошечную блоху. Сторонники поясняют — русский левша, в первую очередь, укротил западную машину.

Николай Лесков, скорее всего, воздержался бы от комментариев. Сказал бы только, что писал не о конкретном левше, а о русском народе, и не о конкретной блохе, а о том, что теперь зовут «коллективным западом».

Кстати, поставить памятник перед бывшим ликёро-водочным складом — тоже довольно остроумно. Отказавшись от эмиграции, лесковский левша, помнится, спился по дороге на родину.

PS: Нужно заметить, что современный левша, как оказалось, совсем не пьёт — мы познакомились с ним в Донецке, расскажем отдельно. Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы ничего не пропустить.


Тульский парк «Патриот»

Последним, что мы смотрим в Туле, оказывается парк «Патриот». Этот объект заслуживает отдельной публикации, да только после его посещения даже у опытного писателя нет слов.

К сожалению, Тульская оборонительная операция гораздо менее раскручена, чем оборона Севастополя, героическая защита Сталинграда, да и подвиги других советских городов-героев. Между тем, именно Тула встала непреодолимой стеной на пути немцев к Москве — в самом начале войны, летом 1941 года.

В Туле есть улица Тульского рабочего полка, но даже многие местные школьники не помнят сегодня о выдающейся роли тульских рабочих и чекистов, силами которых, по сути, и была отбита атака немецких танков под Тулой. Парк «Патриот» создан для того, чтобы исправить ситуацию, показать жителям и гостям города, почему Тула носит звание города-героя с такой гордостью, какой подвиг стоит за этими словами.

При входе снова встречаем экспозицию танковой техники — ряд настоящих боевых машин, а не каких-то там макетов. Есть даже средний американский танк «Шерман» — такие поставлялись Штатами в Великобританию и СССР. Совсем рядом внушительные ряды пушек и БМП, БМД, БТР и БРДМ.

Вдоволь нагулявшись по улице (в Туле было исключительно тепло), попадаешь в выставочный павильон, где воссоздан целый город. Музей полностью интерактивен, вокруг посетителей постоянно разрываются снаряды, звучат сводки, падают стены и происходят другие неожиданные вещи. Здесь и разрушенный жилой дом, и больница, и магазин, и передвижной кинотеатр, и дом культуры, и отдел НКВД, и многое-многое другое. Непременно заходим в школу, чтобы оставить в книге отзывов привет создателям экспозиции.

Отдельного упоминания требуют манекены. Они выполнены не просто реалистично — мастерами повторены лица настоящих людей, участвующих в Тульской оборонительной операции. В операционной госпиталя и вовсе становится не по себе. Любопытны и видеопроекции, в которых актёры воссоздают сцены жизни в окружённой немцами Туле. В госпитале идёт настоящая операция, в отделе НКВД можно заслушать доклад молодого чекиста, а совсем юный боец Красной Армии рассказывает о том, как и где он был убит.

Венчает экспозицию огромная интерактивная диорама главного танкового сражения. Идёт октябрь 1941 года. Операция «Тайфун» в самом разгаре. Уже захвачены Орёл и Брянск, Гудериан рвётся к Москве, его силы значительно превосходят советские. Подкрепление не успевает подойти к Туле и на защиту города становятся жители — в первую очередь, это курсанты стрелкового училища, чекисты и тот самый Рабочий полк, сформированный из полутора тысяч жителей Тулы.

Всё время работал Тульский оборонный завод — в три смены. Делали новое оружие, восстанавливали танки, производили снаряды. Любопытно, что производство противотанковых мин развернули на кондитерской фабрике — эти мины рабочие прозвали «Тульскими пряниками». Немцев угостили ими вдоволь. 

Было подбито 38 немецких танков, Гудериан бросился обходить упорный город, но там его встретили подоспевшие войска Красной Армии. Тула не сдалась, а немцы были вынуждены отступать, так и не получив никакой возможности прорваться к Москве с юга.

Парк «Патриот» производит неизгладимое впечатление и на детей, и на взрослых. Сотрудники комплекса рассказывают крайне интересные истории и владеют материалом великолепно. Это настоящие патриоты своей родной земли. Быстро понимаем, что парк назван в честь всех этих удивительных и глубоко вовлечённых людей.

Таких музейных комплексов нет больше нигде в России. Пожалуй, это самый роскошный проект о Великой отечественной войне в России. Странно, что в интернете информации об этом объекте не очень много. Попробуем это исправить, а пока — мы едем дальше. Впереди ещё 99 тысяч километров возможностей!


Разные непонятные дороги вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, все переживают за колёса — мечтаем, чтобы доехали до финиша. А с другой, любопытно же — как они там, справляются ли. Оператор сразу бросается снимать, а эфир наших раций превращается в шинное реалити-шоу.

Напоминаем, что наши машины обуты в ярославские шины Cordiant Gravity. Производитель обещает повышенную ходимость (это термин) — только такие колёса подойдут для долгих путешествий, да и в повседневной жизни незаменимы. Проживут на сезон дольше, и это уже проверено на московских каршерингах, где машины, сами знаете, имеют в хвост и гриву.


Венёв

Вот странность. Почему-то голова не хочет принимать, что малые города могут быть старыми. Вот, например, Венёв основан в 1571 году (намного раньше Санкт-Петербурга) и входит в список 115 исторических городов России. Существует версия о том, что название город получил от финского Venäjä («Россия»). Выходит, что именно Венёв — самый русский город своего времени. Посмотреть красоты городка мы не успеваем, останавливаемся лишь на железнодорожном вокзале, где не так давно появился импровизированный музей.

Старый знакомый — первый русский паровоз братьев Черепановых, такой же, как в Лаптево. Здесь же пушечный бронеавтомобиль БА-11, построенный на базе грузовика ЗиС-6, способный передвигаться как по рельсам, так и по автодорогам. За ним знаменитая «Теплушка» — товарный вагон, утеплённый для перевозки людей и лошадей. Умели же русские люди придумывать добрые прозвища. Сегодня и маршрутки-то нередко зовут «скотовозками», а тут — теплушка. Никакого комфорта, а на душе тепло.

Примечателен и сам вокзал, построенный в стиле неоготики в самом начале двадцатого века. Частые узкие окна, фигурные пилястры, зубчатые карнизы.

Тульская область получилась для нас железнодорожно-патриотической. С гордостью за Отечество и грузом пряников для детей Мариуполя врываемся в Рязанскую область.


Нам любые дороги дороги

Как вы уже знаете, коротких путей мы не ищем, ведь наша цель — сто тысяч уникальных километров российских дорог. Наш лидер выбирает длинные маршруты, а мы следуем за ним, как за Моисеем, внутренне готовые скитаться по пустыням ближайшие сорок лет. Шутка сначала радует экипаж «Москвича», но постепенно становится всё менее смешной — Андрею Леонтьеву даже приходится то и дело обещать в рацию, что скоро окружающая рязанщина закончится и направления всё же превратятся в дороги.

Впрочем, снисходительный Гермес вскоре награждает нас интересной находкой — в Михайловском районе, недалеко от села Бутырки, находим великолепный заброшенный храм. Удивительно, но внутри обнаруживаем цветы, иконы и недавно ещё горевшие свечи. Кто-то проводит в храме службы, а значит, не всё для него потеряно.

На погосте находим могилку настоятеля и узнаём, что храм носит имя Сергия Радонежского, а село некогда называлось Половнево. Сам батюшка Леонид был расстрелян на Бутовском полигоне в тридцать седьмом году. Буквально недавно восхищались подвигом тульских чекистов, а тут — такая находка. Отдаём дань уважения за веру православную живот положившему и едем дальше.

К вечеру нас ждёт Воронеж, но мы понимаем, что суточный план по километрам не выполнен — потеряли время в пробках, не могли вырваться из парка «Патриот», медленно плелись по рязанским ухабам. На очередной заправке проводим оперативное совещание, пересматриваем маршрут и решаем удлинить траекторию. В гостиницу приезжаем за полночь — усталые, но довольные, с положенной тысячей километров на одометрах. 


К вечеру нас ждёт Воронеж, но мы понимаем, что суточный план по километрам не выполнен — потеряли время в пробках, не могли вырваться из парка «Патриот», медленно плелись по рязанским ухабам. На очередной заправке проводим оперативное совещание, пересматриваем маршрут и решаем удлинить траекторию. В гостиницу приезжаем за полночь — усталые, но довольные, с положенной тысячей километров на одометрах.

Спасибо М-Видео за предоставленный планшет HONOR