От Воронежа до Богучара

Авторекорд «Воронеж — Богучар»

Третий день экспедиции застаёт нас в отеле на окраине Воронежа. Отсюда до Богучара всего 214 километров, но мы, как обычно, проложили маршрут на 700. Теряем время на мойке машин — «Весту», как оказалось, нельзя мыть в автоматических мойках, на крыше «сундук» с мячами для регби от наших партнёров из ЦСКА.

Моемся в итоге в разных местах и отправляемся снимать очередного героя — победителя молодёжного направления проекта «Мастера гостеприимства» президентской платформы «Россия — страна возможностей» Александра Аксютина. Эта программа помогает людям воплотить в жизнь социально-ориентированные проекты в области туризма. Александр собрал важные для посещения места в Воронежской области, а теперь расширяет свой проект, в том числе за счёт карты локаций, подходящих путешественникам с ограниченными возможностями.

Снимаем интервью (его скоро можно будет увидеть в наших каналах) на фоне первого линейного корабля Российского ВМФ — это судно «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»), заложенная в 1698 году на Воронежской верфи. Ну, то есть точная копия петровского парусника, закладкой которого и последующим спуском на воду царь-плотник руководил лично. Пушки для судна отливали на знаменитом заводе Демидова.


Старый Оскол и «Дорога мужества»

Из Воронежа летим (как обычно, огородами — нам нужно больше километров!) в Старый Оскол — это уже Белгородская область, но на воронежскую землю мы ещё вернёмся. Снимаем установленный прошлым летом по инициативе железнодорожников памятник труженикам тыла и строителям «Дороги мужества». Женщина с лопатой, мальчик с тачкой и мужчина в форме с необычным путевым инструментом в руке — скульптура кажется простой, но Андрей Леонтьев снова рассказывает невероятные вещи, а мы слушаем, разинув рты.

И опять это история о героизме русских людей, делающих невероятные вещи для спасения своей Родины — не щадящих жизни ради самой жизни. В июне 1943 года стратегически важный участок железной дороги «Старый Оскол — Ржава» был построен руками женщин и детей. Очевидцы вспоминали, что грунт грузили руками и таскали в передниках, не хватало инструмента и тележек. Спасительные для города 95 километров путей его жители проложили за 32 дня непрерывной работы — вдвое быстрее, чем плановый срок сдачи этого объекта железнодорожниками мирного времени.

А наш паровоз вперёд летит, даже два — «Москвич» и «Веста» рвутся в путь. Обещали много ездить, а сами памятники какие-то смотрят. Дуются на нас. Зря, кстати — дорог им уготовано вдоволь. Скоро полезем в горы. Немного беспокоимся за китайский вариатор, но и верим в нашего экспата. Тот, самый первый «Москвич» тоже был когда-то «Опелем» крупноузловой сборки — верой и правдой доказал, что наш, свой. Русский.

Следующая остановка порадует наши автомобили — Андрей планирует поснимать их с дрона в сумасшедших пейзажах белгородчины. Лишь бы согласовала ФСБ, с дронами сейчас сложно, само это слово вызывает беспокойство как у обычных жителей российского юга, так и у офицеров госбезопасности.


Действующий подземный монастырь

Едем в Свято-Троицкий Холковский монастырь — удивительный пещерный монастырь, единственный действующий. Отец Сергий терпеливо снимается в нашем будущем ролике, как заправский актёр. Добрый и колоритный, он ведёт нас по подпольным коридорам, вырытых когда-то монахами при свете свечей. То и дело кажется, что батюшка и сам участвовал в строительстве подземного храма. Позже выяснится, что так и есть. В какой-то момент в подземный храм перестали помещаться прихожане и была вырыта дополнительная пещера — около сорока метров, больше многих квартир в каком-нибудь Мурино.

Новый зал отлично вписался в пространство подземелья и тоже своего рода памятник — памятник преемственности поколений, очень важной сейчас, да и во все времена. Монахи столетиями строили удивительный храм, жили в меловых кельях. Ходили крестным ходом по поражающему воображение коридору. Всё в этом подземном мире будто вверх тормашками — даже кладбище наверху.

Выбираемся на свет Божий (и это не фигура речи, не красное словцо), начинают снова ловить телефоны и мы узнаём радостную новость — ФСБ разрешила съёмку. Во всём разобрались, наш дрон взмывает в небо, а «Москвич» с «Вестой» несколько раз радостно покоряют холмы.


Раненое сердце Белгорода

Впереди Белгород. Коротко встречаемся с журналистами, на ходу пьём отличный кофе (втрое дешевле московского). Город напоминает съёмочную площадку фильма про войну — везде установлены укрытия, указатели объясняют, где расположены аптечки. Горожане гуляют, в городе необычно много детей. На асфальте следы ракет, стены посечены осколками. На одной из главных улиц знакомимся с стихийным мемориалом — огромным пластиковым сердцем, тоже израненным осколками. Люди несут сюда цветы (и мы принесли гвоздики), плюшевых медведей, записки. Читаем названия городов — кажется, что здесь уже побывала вся Россия. Один из мишек обнимает сшитыми между собой лапами открытку. Детской рукой написано: Киев. Зависаем.

Приезжаем на огромную смотровую площадку. Исполинский князь Владимир смотрит отсюда на древний город. Фотографируем, снимаем. Искусственный интеллект потом много недель выбирает эти фотографии для заставок телефонов.


Шебекино не склоняется!

А мы несёмся в Шебекино. Оттуда родом ещё один локальный бренд продуктов — одни из самых популярных макарон в нашей стране. Но город теперь знаменит не только ими. Он находится всего в семи километрах от границы с Украиной. Попадал под обстрел десятки раз, подвергся огромным разрушениям — было повреждено и уничтожено более 66 жилых домов.

Мы просим ребят из администрации показать нам какие-нибудь колоритные руины, а они пожимают плечами и не могут вспомнить ни одного адреса — всё восстановлено, отремонтировано или отстроено заново.

Слушаем истории о том, как шебекинские дети рассказывали друг другу стихи, чтобы не бояться происходящего, как из здания городской администрации вывозили документы, стараясь успеть в семь минут, за которые настраивается артиллерия, как горожане вернулись в свой город и вдохнули в него новую жизнь.

Когда Шебекино не сходило с экранов и газетных полос, многие пытались склонять название городка. Родился мем — «Шебекино не склоняется». Больше это никакая не игра слов. На память нам подарили шевроны с этой фразой — я вам как-нибудь покажу.

А городок исключительно приятный и люди в нём живут прекрасные, неравнодушные. Мы, впрочем, других и не встречаем.


Шебекино — Богучар

Ужинаем исключительно вкусной шавермой и прекрасными бургерами в небольшой закусочной у дороги. Уже темно, а впереди огромный перегон — мы возвращаемся в Воронежскую область и ночуем в Богучаре. Едем очень тяжело. Дорога плохая, но это ненадолго, повсеместно идут ремонты, разъезды в один ряд, то и дело пропускаем встречные КамАЗы и строительную технику. Электронные помощники «Москвича» не дают потерять полосу — пищат и будят усталого водителя. Экипажу «Весты» приходится несладко, там всё по олдскулу. Битва автомобилей продолжается, на этом этапе очко забирает столичный франт.