К сожалению, у нашей Лады возникли первые проблемы. Загорелась лампочка «Check Engine», и машина переходила в аварийный режим. Падала мощность. А еще загоралась лампочка «неисправность тормозной системы». Глюк исправлен, машина перепрошита, концевик педали тормоза заменен, и мы мчим вновь. У Москвича все немножко лучше, пока автомобиль доставляет меньше проблем, но уже два раза глючила мультимедиа. Но, видимо, русские машины способны к самолечению.

А мы держим курс на Севастополь! И по дороге, конечно, проезжаем главный винный кластер Крыма. Уверены, что многие из вас крымские вина знают, пьют, ценят и хорошо вам знакомы наиболее громкие бренды. Мы же встретились с Екатериной Акиниязовой, совладелицей, пока небольшой, винодельни в селе Родное, которая производит вино уже 4 года, и уже выпущено 4 релиза вина ее марки. В год удается произвести около 24 000 бутылок.

Сама Екатерина считает село Родное настоящим терруаром для производства великих крымских вин в будущем. На сегодняшний день здесь насчитывается около 14 таких же маленьких семейных хозяйств, как у Екатерины.

Катиным предложением продегустировать ее вино мы воспользоваться не смогли по понятным причинам — за рулем, но вот от дегустации местной рыбной кухни мы отказаться никак не можем. Заехали в случайно выбранный ресторан «Маринара» в Балаклаве для того, чтобы познакомиться с предложениями, которыми сегодня балует нас эта часть индустрии гостеприимства. Тем более, что наш партнер, Российский туристический форум «Путешествий!» тоже уделяет большое внимание именно гастрономическому туризму, что вполне оправдано, потому что это важнейшая составляющая качественного путешествия.

Ну, а далее Севастополь, казачья бухта и 35-ая Батарея! Вечер уже близок, музей закрывается, но нас ждут. Дело в том, что музей этот, вопреки представлениям многих, негосударственный, и люди, которые работают там — это настоящая команда, которую собрал лидер проекта, руководитель компании «Таврида» и лектор — Алексей Чалый. Это человек, благодаря которому этот музей появился и существует на бесплатной основе. Здесь нет кассы!

Если же мы почитаем историю этого фортификационного сооружения, то до Великой Отечественной войны никаких великих подвигов батарея не совершила. Однако волею судьбы случилось так, что именно 35-ая батарея стала последним форпостом обороны Севастополя. 250 дней держались ее защитники, которые потихоньку стекались туда из тех оборонительных рубежей, которые уже приходилось оставлять под натиском армии Манштейна.

К сожалению, им так и не сказали, что эвакуации не будет. Многие ее ждали, хотя, безусловно, воевали до последнего. Но эвакуация даже не предполагалась! Поэтому подавляющее большинство защитников 35-ой батареи так и остались лежать здесь. Были случаи, когда от отчаяния люди прыгали в море с высокого обрыва…

В декабре на одном из орудий на стволе обнаружились трещины. Это объяснимо, ствол рассчитан всего на 250 выстрелов. А здесь батарея работала практически беспрерывно. Ствол разорвало. Батарея осталась частично безоружной. Ее огневая мощь сильно упала. Запасные стволы лежали неподалеку в воде. Каждый ствол весит 52 тонны, плюс 100 тонная бро-некрышка. Вести какие-либо работы на виду у немцев: ставить краны, как это было, когда батарея монтировалась — стало бы просто самоубийством. Так вот, люди при помощи старой узкоколейки, лебедок и человеческой мускульной силы сумели вытащить эти стволы, притащить сюда и все по ночам, в полной темноте установить снова на орудия. И башня снова функционировала!

Кстати, командующий армией, которая отвечала за взятие Крыма и Севастополя, в частности, фельдмаршал Манштейн, в своих дневниках указывал, что невозможно подобрать слова, чтобы описать беспримерный героизм и мужество тех, кто брал Севастополь и его защищал.

Таким образом, фельдмаршал отдал должное нашим солдатам и офицерам. Кстати говоря, спустя всего лишь 2 месяца после взятия Севастополя армия Манштейна была полностью расформирована. Слишком дорогой ценой обошлась эта история. Здесь осталось как минимум 300 000 немецких солдат и офицеров.