А мы едем дальше исследовать калужские просторы! И давайте от высокотехнологичных материй от будущего, от высот опустимся на грешную землю, на Окский берег, в маленькую уютную Тарусу.

Уверены, любители русской литературы, часто здесь бывают, поскольку это место связано с лучшими именами русских классиков. Но для нас, прежде всего, конечно, это два человека: Константин Паустовский и Марина Цветаева.

К сожалению, знаменитая дача Песочное в Тарусе не сохранилась. Максимум, что мы имеем — это ее макет и несколько живописных и фотографий. Дом Цветаевой в Москве тоже «приказал долго жить» еще после революции, а дача уничтожена в 60 – е. Однако осталась память и осталось столько мемориальных предметов, которые сконцентрированы здесь, что Тарусскому музею завидует даже Московский.

Экспозиция разместилась в новодельном доме, который в точности повторяет так называемый дом Тье. Этот дом принадлежал второй жене деда Марины Цветаевой. И, естественно, семья здесь часто бывала. Более того, дача Песочное была летней.

Так что осенью и зимой, приезжая в Тарусу, семья останавливалась в таком же доме. Потому что когда музей создавался, то, к сожалению, попытки реставрировать дом обернулись полным крахом. Дом просто рассыпался, съеденный жучком, и пришлось восстанавливать вот этот дом Тье, в точности повторяя оригинал.

Слава богу, что была еще жива Анастасия, сестра Марины, которая тоже очень помогла в восстановлении дома и в формировании коллекции. Но, конечно, судьба самого музея не менее драматична, чем судьба Марины Цветаевой.

Музей был открыт 4 октября 1992 года. В лихие 90-е! Это до сих пор воспринимается как чудо! Было множество сложностей: начиная с того, что долгие годы имя Марины Ивановны Цветаевой было под неофициальным запретом. Также было очень трудно и в материальном плане. Был создан фонд для создания музея. В те времена туда шли копейки, но каждой такой копейке радовались несказанно и все это вспоминается с огромной благодарностью!

Также тут сохранился настоящий дом Цветаевой. Он был построен в 1903 году той самой Тье для семьи Цветаевых. Понимая, что дача Песочное стоит денег, арендовать у города ее накладно. Она предлагает семье дом, в котором можно, во-первых, жить круглый год и, во-вторых, ничего за это не платить. Ну, так получается, что домом пользуется в основном только отец семейства, Иван Цветаев. Но в 1912 году Марина Цветаева со своим молодым мужем Эфроном проводит именно в этом доме свой медовый месяц. Здесь подлинное все, даже дверные ручки, за которые держалась Марина Ивановна, пол, по которому она ходила, и даже запах настоящих старых печей. Сохранилась кое-какая и аутентичная мебель, и доподлинно известно даже, в какой комнате жили молодые.

Как? Это почти детективная история! Долгое время создатели музея пытались понять, как были распределены функции между этими помещениями. Очевидно, что в самой большой комнате была гостиная. Где была кухня, тоже понятно. А что касается спальни? И вот тут на помощь пришло случайно найденное письмо, в котором Марина Ивановна пишет отсюда, из Тарусы в 1912 году: «ждем, пока закончится ремонт в нашей комнате, чтобы мы могли с молодым мужем туда переехать из большого дома Тье». И во время реставрации дома выяснилось, что следы пожара обнаружились только в одной единственной комнате.

Если от музея Цветаевых пройти 400 метров: 200 прямо и 200 вниз по переулку — попадешь к Паустовскому. Вот так все звезды рядом! Если не читать таблички, что именно в этом доме жил великий мировой классик, жил человек, перед которым вставала на колени сама Марлен Дитрих, никогда не скажешь. Маленький, скромный домик. К слову сказать, Паустовские купили сначала лишь половину дома в 1955 году.

Невероятно уютно и атмосферно! Словно переносимся в детство, на старую дачу. Знаете великие того времени не знали толк в роскоши. Они знали гораздо больше. Они знали толк в жизни! Паустовский скончался в 1968 году, став уже к этому времени почетным гражданином Тарусы.

А дом-то жилой! Он жилой и живой! Такое ощущение, что ты пришел сюда, а Паустовский только что вышел куда-то просто на секунду. И это не эффект, это данность, потому что до 2012 года в доме жили вообще постоянно, а сейчас все равно эпизодически жизнь сюда возвращается, особенно в летний период. Поэтому живой и постоянно меняющейся сад. Тут тоже слышен запах печки! Семья сохранила ту самую половину в неприкосновенности. Любимые книги открыты на тех же страницах, а на домашней стенгазете, словно только что высохли краски. Три комнаты, но в них целая жизнь. И экскурсию здесь не смотрят, а слушают, как завороженные!

А что же история с Дитрих? В музее сохранилась легендарное фото дивы в полный рост 1964 год с автографом, кстати говоря, оригинальный. Это подарок от Марлен Дитрих Паустовскому по случаю их знакомства, которое состоялось при шокирующих обстоятельствах. В 1964 году Дитрих прилетает в СССР, чтобы выступить в Москве и Ленинграде. И по прилету интересуются, что бы она хотела? И тут она вводит всех в ступор, потому что заявляет, что хотела бы лично познакомиться с Константином Георгиевичем Паустовским.

Оказывается, знает, читает и это ее любимый писатель! А полюбила она творчество Паустовского, прониклась им после прочтения рассказа «Телеграмма». Видимо, какие-то струны в ее душе зацепил этот текст и смысл рассказа.

И вот в Москве во время концерта в Доме литераторов Дитрих выходит на сцену, поет и вдруг узнает о том, что в зале сидит Паустовский. Надо сказать, что Паустовский знал о том, что Дитрих хочет его видеть, и пришел на это выступление буквально сразу после инфаркта. К тому же он уже к этому времени довольно плохо видел. И вдруг Дитрих просит подняться его на сцену. Паустовский поднимается. Подходит к Марлен, а та падает перед ним на колени и начинает целовать ему руки. Есть фотографическое подтверждение этого события. Платье затрещало по швам, стразы покатились по сцене, но Дитрих не обращала на это никакого внимания. Она стояла перед Паустовским на коленях, прижавшись лицом к его рукам, а он стоял в полной растерянности и не знал, что ему делать.

Лишь только через некоторое время Константин Георгиевич делает ответный шаг признательности, вежливости, возможно, больше: любви и дарит Марлен Дитрих свою книгу «Потерянные романы» с автографом на русском языке.