Тульский парк «Патриот»

Последним, что мы смотрим в Туле, оказывается парк «Патриот». Этот объект заслуживает отдельной публикации, да только после его посещения даже у опытного писателя нет слов.

К сожалению, Тульская оборонительная операция гораздо менее раскручена, чем оборона Севастополя, героическая защита Сталинграда, да и подвиги других советских городов-героев. Между тем, именно Тула встала непреодолимой стеной на пути немцев к Москве — в самом начале войны, летом 1941 года.

В Туле есть улица Тульского рабочего полка, но даже многие местные школьники не помнят сегодня о выдающейся роли тульских рабочих и чекистов, силами которых, по сути, и была отбита атака немецких танков под Тулой. Парк «Патриот» создан для того, чтобы исправить ситуацию, показать жителям и гостям города, почему Тула носит звание города-героя с такой гордостью, какой подвиг стоит за этими словами.

При входе снова встречаем экспозицию танковой техники — ряд настоящих боевых машин, а не каких-то там макетов. Есть даже средний американский танк «Шерман» — такие поставлялись Штатами в Великобританию и СССР. Совсем рядом внушительные ряды пушек и БМП, БМД, БТР и БРДМ.

Вдоволь нагулявшись по улице (в Туле было исключительно тепло), попадаешь в выставочный павильон, где воссоздан целый город. Музей полностью интерактивен, вокруг посетителей постоянно разрываются снаряды, звучат сводки, падают стены и происходят другие неожиданные вещи. Здесь и разрушенный жилой дом, и больница, и магазин, и передвижной кинотеатр, и дом культуры, и отдел НКВД, и многое-многое другое. Непременно заходим в школу, чтобы оставить в книге отзывов привет создателям экспозиции.

Отдельного упоминания требуют манекены. Они выполнены не просто реалистично — мастерами повторены лица настоящих людей, участвующих в Тульской оборонительной операции. В операционной госпиталя и вовсе становится не по себе. Любопытны и видеопроекции, в которых актёры воссоздают сцены жизни в окружённой немцами Туле. В госпитале идёт настоящая операция, в отделе НКВД можно заслушать доклад молодого чекиста, а совсем юный боец Красной Армии рассказывает о том, как и где он был убит.

Венчает экспозицию огромная интерактивная диорама главного танкового сражения. Идёт октябрь 1941 года. Операция «Тайфун» в самом разгаре. Уже захвачены Орёл и Брянск, Гудериан рвётся к Москве, его силы значительно превосходят советские. Подкрепление не успевает подойти к Туле и на защиту города становятся жители — в первую очередь, это курсанты стрелкового училища, чекисты и тот самый Рабочий полк, сформированный из полутора тысяч жителей Тулы.

Всё время работал Тульский оборонный завод — в три смены. Делали новое оружие, восстанавливали танки, производили снаряды. Любопытно, что производство противотанковых мин развернули на кондитерской фабрике — эти мины рабочие прозвали «Тульскими пряниками». Немцев угостили ими вдоволь.

Было подбито 38 немецких танков, Гудериан бросился обходить упорный город, но там его встретили подоспевшие войска Красной Армии. Тула не сдалась, а немцы были вынуждены отступать, так и не получив никакой возможности прорваться к Москве с юга.

Парк «Патриот» производит неизгладимое впечатление и на детей, и на взрослых. Сотрудники комплекса рассказывают крайне интересные истории и владеют материалом великолепно. Это настоящие патриоты своей родной земли. Быстро понимаем, что парк назван в честь всех этих удивительных и глубоко вовлечённых людей.

Таких музейных комплексов нет больше нигде в России. Пожалуй, это самый роскошный проект о Великой отечественной войне в России. Странно, что в интернете информации об этом объекте не очень много.

Попробуем это исправить, а пока — мы едем дальше. Впереди ещё 99 тысяч километров возможностей!


Разные непонятные дороги вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, все переживают за колёса — мечтаем, чтобы доехали до финиша. А с другой, любопытно же — как они там, справляются ли. Оператор сразу бросается снимать, а эфир наших раций превращается в шинное реалити-шоу.

Напоминаем, что наши машины обуты в ярославские шины Cordiant Gravity. Производитель обещает повышенную ходимость (это термин) — только такие колёса подойдут для долгих путешествий, да и в повседневной жизни незаменимы. Проживут на сезон дольше, и это уже проверено на московских каршерингах, где машины, сами знаете, имеют в хвост и гриву.